Автор - Анатолий Горбунов
Всем в Белоомуте известен мемориальный комплекс на Советской площади.

Наряду с памятником погибшим в Великой Отечественной войне, там имеются отдельные небольшие памятные знаки героям-землякам. Среди них есть памятник полному георгиевскому кавалеру Алексею Ивановичу Воронкову.

Но пожалуй мало кто вспомнит сейчас его младшего брата – Михаила Ивановича. А ведь его судьба тоже очень интересна, и Михаил Иванович, безусловно заслуживает отдельного рассказа.

Следует заметить, что статья о Михаиле Ивановиче в Википедии очень коротка и крайне малоинформативна.
В 2013 году, в Рязани, в частном издательстве П.А. Трибунского небольшим тиражом 400 экземпляров вышла книга А.О. Никитина "М.И. Воронков. Интеллигент и эпоха: Дневники, воспоминания, статьи. (1911-1941).

Помимо дневниковых записей и статей М.И. Воронкова, книга содержит обширное предисловие и многочисленные комментарии, очень подробно описывающие его биографию.
Следуя информации из этой книги, очень кратко изложу здесь основные этапы жизненного пути Воронкова.
Михаил Иванович родился в Нижнем Белоомуте (по другим данным - в селе Столпово Зарайского уезда) 26 октября 1893 года.
После окончания белоомутского двухклассного училища, Михаил Иванович поступил в 1909 году в Рязанскую Александровскую учительскую семинарию, а в 1913 году окончил её.
В 1914 году экстерном сдал экзамены за весь курс Рязанского городского реального училища, поступил в дополнительный класс указанного училища и закончил его в 1915 году.
В том же 1915 году он поступил на техническое отделение Московского коммерческого института, но со второго курса, в 1917 году, был призван на военную службу.
Однако, в отличие от своего брата Алексея Ивановича, поучаствовать в боевых действиях он не успел. После окончания школы прапорщиков в Нижнем Новгороде, он был направлен в 78-ой запасной полк, расквартированный в Рязани. В июле-августе, он вступил в большевистскую партию.
Октябрьскую революцию Михаил Иванович встретил в Петрограде - он был избран делегатом II съезда Советов, проходившем в исторические дни 25-26 октября ст. стиля.
В том же 1917 году Михаил Иванович женился на Александре Игнатьевне Висневской, 25 декабря, у них родился единственный ребенок - дочь Елена.


Будучи идейным большевиком Воронков, принимал деятельное участие в установлении Советской власти в Рязани. Однако, со временем, он разочаровался в идеалах большевизма, и если судить по дневниковым записям, то чем дальше, тем больше.
В феврале 1918 года Михаил Иванович стал членом рязанского губернского исполнительного комитета, а 27 февраля был избран губернским комиссаром народного просвещения.
12 февраля 1919 года Воронков был избран председателем рязанского горисполкома.
23 августа того же года назначен Рязанским военно-революционным комитетом политическим комиссаром южной группы войск, и до 11 сентября находился при штабе во время отражения мамантовского рейда.
11 августа его кандидатура была выдвинута на место губернского комиссара продовольствия, а 4 октября он был утвержден в этой должности.
7 ноября 1919 года в Рязани был открыт Рязанский советский театр, созданный главным образом благодаря стараниям Воронкова.
Однако, не всё в работе Воронкова на руководящих постах в Рязанской губернии складывалось гладко. В 1919-1920 в губернских органов власти зрел конфликт, результатом которого стал отзыв ряда руководящих работников и перевод их на другие посты. В число получивших новое назначение попал и Михаил Иванович. В начале сентября он с семьёй (женой и маленькой дочерью) был направлен в распоряжение Сибирского продкома. В 1920 - 1921 году он занимал должность председателя Семипалатинского губпродсовещания, но при первой же возможности предпочел вернуться в европейскую часть страны, в Москву, отказавшись от предлагаемой ему должности руководителя создаваемого Красноярского края.
В Москве Воронков занимал должность начальника Центрального управления боен и холодильников. В феврале 1923 года произошел массовый падеж пригнанного на московские бойни скота, результатом которого стало следствие и суд над Воронковым. И хотя, как ценный работник от наказания он был освобожден, это был тяжелый удар для него. Михаил Иванович пишет заявление о выходе из партии, и его прошение было удовлетворено.
Может показаться странным, но этот шаг не привел к существенному ухудшения положения Воронкова. Скорее даже наоборот, помог избежать партийных чисток и как следствие - репрессий, которым подверглись многие старые большевики.
До выхода на пенсию Михаил Иванович продолжал занимать руководящие должности в отраслях, так или иначе связанных с народным просвещением (что не противоречило его первоначальному выбору профессии учителя).
После отставки с занимаемого поста, Михаил Иванович поступает в МГУ, но проучившись один год (с 1923 по 1924 год) на физико-математическом факультете оставил учебу, видимо поняв, что эта стезя не его.
с 1924 он поступает в Госиздат на должность заведующего отдела учебников. На издательской работе, постепенно растя по службе, он пробыл 1948 года. После, и до своего выхода на пенсию в 1963 году он работал в инспектором МосгорОНО.
Умер Михаил Иванович 30 июня 1973 года.
Сохранившиеся дневниковые записи Воронкова и некоторые документы, в конце 80-ых годов прошлого века были переданы его дочерью в один из рязанских музеев (ныне Музей истории молодежного движения), где и хранятся до сегодняшнего дня.
Как я уже писал, на основании этих свидетельств эпохи, в 2013 году была издана книга.
Недавно дневниковые записи были оцифрованы и выложены здесь: https://prozhito.org/person/632
Особенно будут интересны тем, кто увлекается историй Белоомута записи, сделанные Михаилом Ивановичем во время своих поездок на родину. В августе 1929 он проводил свой отпуск в родном селе, и стал свидетелем массовых выступлений односельчан против закрытия Преображенского храма Нижнего Белоомута. Эти сведения являются хорошим дополнением к уже известной ранее докладной записке ГПУ (http://istmat.info/node/30420) Так же очень интересны записанные им от бабушки старинные предания мистического характера и зарисовки из жизни односельчан.
Так же представляют интерес записи 1941 года, первого полугодия Великой Отечественной войны, когда Михаил Иванович с семьей выехал из прифронтовой Москвы в как ему казалось, более безопасный Белоомут.
Многое, из того что он писал он в своих дневниках, было весьма крамольным с тогдашней точки зрения. Во всяком случае, в случае внезапного ареста, все это могло быть инкриминировано ему как антисоветские высказывания, со всеми вытекающими последствиями. Но видимо он доверял эти мысли только бумаге, не высказывая их в общении с людьми.
Я рекомендую всем, интересующимися историей, ознакомится с дневниками Михаила Ивановича Воронкова, это действительно целая эпоха в описании очевидца и участника интереснейших событий.
Комментарии
Отправить комментарий